В Вытегре объявлен жёлтый уровень опасности. Ночью в результате ливневого дождя вода вышла из берегов. Также пронесся ураганный ветер. Мы самое интересное проспали, к обеду большую часть упаших деревьев убрали, да и вода ушла ниже по течению, но даже эти отголоски наводнения смотрятся довольно внушительно. У одноклассницы бабушка ночью была вынуждена эвакуироваться к соседям на второй этаж, а ее брата на работу выносили на плечах МЧС через окно. Дядя Саша (дед) рассказывал, что к кочегарке приплыли диван, скамейка и холодильник, а уплыла бетонная плита, приготовленная для ремонта. В общежитии техникума размещают потерпевших. Первым заселенцем стал сосед маминого брата, живущий под ними. Самому дядьке с семьёй повезло больше, только на работу мы не знаем, вышел он или отсиживаются. И это я жалуюсь, что в "деревне" скучно?!
Самый большой минус этого природного катаклизма - чистой воды нет: колонки и колодцы затоплены сточными водами. Привет, жажда!
Хочется о событии сохранить воспоминание, а переписывать на человеческий язык нет ни времени, ни желания, так что кидаю в виде отчета. Письмо в рассылку о социальном мероприятии о технических средствах реабилитации. В минувшие выходные в Петербурге на площадке Технопарка Санкт-Петербурга прошел двухдневный хакатон SocialHack, в ходе которого были представлены разработки для поддержки качества жизни людей с ограниченными возможностями, особо внимание было уделено как раз лицам с нарушениями слуха и зрения. Я была приглашена как эксперт из Санкт-Петербурга от фонда с целью дать независимую оценку предложенным проектам. Вместе с экспертом из Москвы Михаилом и директором по развитию Виктором Глушко мы познакомились с молодыми талантливыми и неравнодушными учеными. О некоторых я бы хотела рассказать.
Глеб Мирошник (Петербург) представил тренажер Брайля. Из названия было не очень понятно, что это за прибор, ибо типичный брайлевский тренажер, представляет собой шеститочие в виде крупной платформы с подвижными штырьками-точками, используемый для детей, учащихся писать с помощью прибора для письма по Брайлю. Данное же изобретение имеет обратную цель – перевести символ брайля в плоско-печатный символ. Экспериментальный образец имел деревянный корпус с покатой крышкой, на которой с одной стороны был световой индикатор, а с другой - шеститочие с красной кнопкой ввода. Человек, не владеющий Брайлем, но желающий прочитать текст по брайлю, нащупывает знак шеститочия и вводит его произвольно на прибор, при нажатии красной кнопки - символ загорается на окошке индикатором. Так мы "прочитали" несколько букв, попытались произвольно набирать различные комбинации - окошко выдавало букву, либо грустный смайлик, свидетельствующий о некорректном вводе. Данный тренажер направлен на студентов тифло-отделений, педагогов, изучающих брайль и поздноослепших людей (планируется голосовой дубляж символа, нами был также предложен вариант изображения символа рельефно, а не только на светодиодах). Данный прибор может быть крайне интересен, если он может переводить сложносоставные символы (цифры, математические знаки, транслит – то есть обозначения, которые записываются комбинациями), это потребует увеличения от одного шеститочия до трех. Прибор показался нам весьма интересным и перспективным.
Андрей Скурихин (Петербург) рассказал о своей идее создать аналог брайлевского дисплея на основе азбуки ЛОРМа. Мы обсуждали варианты конструкции, методы использования, индивидуальный подгон каждого подобного аппарата и даже доросли до создания самостоятельной био-руки. Шутки шутками, а вот подобного рода изобретение было анонсировано Томом Билингом в Германии, где код ЛОРМа гораздо шире распространен, ежели в России. Оно представляет собой перчатку с подсоединенными шарнирами-датчиками, с регулируемой скоростью, силой давление и т.д. В ходе обмена мнениями мы вспомнили о способе общения брайлем на костяшкам пальцев, которое внешне напоминает печатание на брайлевской клавиатуре. Позднее мы списались и обсудили несколько уже существующих подобных приборов, разрабатывающихся за границей (ЛОРМ) и в России (перчатка Брайля).. Если Андрей сможет представить реально работающий прибор, я обещала посодействовать в организации тест-драйва с участием СГ.
Виталий Есипов (Петербург) очень хотел обсудить сразу два проекта. Первое касалось навигации – с построением маршрута с учетом пересадок и маршрутов общественного транспорта. Идея показалась интересной в том нюансе, если бы были озвучены остановки (кому не знакомы истории о том, что оповещение об остановках не ведется или ведется неправильно, или недостаточно внятно?).Существует большое разнообразие подобных программ (яндекс карты, 2гис и др.), однако ни в одной из них данная возможность не реализована. Виталий с командой напрямую с навигацией не работают, но подобную возможность интенсивно разрабатывает Дмитрий (фамилию к сожалению не указал), который планирует вступать в сотрудничество с организацией «Говорящий город», многим незрячим петербуржцам знакомой. Второй проект Виталия касался коммуникативной сферы людей, которые в силу ограниченных возможностей могут испытывать дефицит в общении. Под рабочим названием «Фланёр» Виталик описал идею по созданию мобильного приложение по поиску собеседника и спутника для прогулки наподобие автомобильных приложений по поиску попутчика. Вместо продолжительной поездки в ходе которой водитель компенсирует себе часть затрат на бензин, а пассажир – экономит средства на билет и время в пути – в данной программе люди удовлетворяют культурный интерес и потребность в общении. На начальном этапе данное приложение может быть интересно студентам коррекционных отделений как живой практический пример общения с людьми, имеющих ограниченные возможности здоровья, и просто людей, которым интересно пообщаться с такими людьми. Люди могут договариваться о прогулке, о совместном посещении выставок (на которые у людей с инвалидностью имеются зачастую льготный вход с сопровождающим, что может подогреть интерес к подобному приложению), о совместных занятиях спортом или посещении мастер-классов. Виталия очень интересует мнение людей с ОВЗ о востребованности такого ресурса. Я задумалась о возможности провести аналитический обзор на данную тему. Михаил, эксперт от «Технологии возможностей», предложил повысить заинтересованность в подобном ресурсе при помощи привлечения таких организаций, как «Перспектива», которые помимо помощи с трудоустройством проводят различного рода тренинги и семинары.
Мне было очень интересно рассматривать каждый проект, обмениваться мнениями и даже фантазировать о безграничных возможностях будущего. Надеюсь, что мой своеобразный отчет будет любопытен не только сотрудникам фонда «Со-единения», которые являлись одним из поддерживающих партнеров данного хатакона, но и членам совета регионов.
Бывают у меня дни острого дефицита общения с определенными людьми, и сегодня - один из таких дней. Утром мне внезапно вспомнился мой дядя, которого энное количество лет уже нет. Помню некоторые письма и беседы с ним, суждения, которые меня смущали, мысли, которые воспринимались за дискриминацию, или попытку навязать вкусы. Сейчас я многое чувствую иначе и сожалею, что невозможно вновь поговорить с ним о Есенине или Ахмадулиной, об известных и друзьях, любви и творчестве. Наверное, он был тяжелый человек в быту, но крайне неординарный. Написала тете, его жене, попросила рассказать о нем.
3 апреля мы ездили в Паровозный музей. Раньше он располагался в п.Шушары, но с 2001 года переехал на Варшавский вокзал. Билеты относительно средней стоимости, даже ближе к недорогим, по сравнению в некоторыми другими: взрослый - 100 руб, льготный - 50 руб, дошкольники бесплатно. Я ожидала немного другого: что будут более древние монстры (времен Жюль Верна))), что можно будет перемещаться внутри паровозов и пройтись под колесами вагонов, но все было как в музее. Но в целом выставка не заставила пожалеть, что мы сюда приехали. Самое большое огорчение - отсутствие фотоаппарата, но несколько снимков я сделала на мобильный. Больше всего мне понравились паровозы, захваченные в ходе ВОВ и поставленные на наши рельсы (вы знали, что ширина железнодорожной колеи в Западной Европе отличается от Российской, а также от колеи других стран?), этакие монстры. Очень интересен показался вагон с боевой ракетой "Скальпель": На табличке рядом было указана ее дальность попадания - 10 100 км. Мы прикинули, что отсюда она вполне разнесет Иркутск, а до и до Владивостока долетит. По западным соседям прикинуть географию мы не смогли, до Берлина точно долетит ))) А это: ледокол снегоочиститель системы инженера Бьерка, вагон с особой конструкцией-"носом" ставился перед локомотивом и таким образом расчищал снеговые заносы (1921 год): Ну и самый "мордастый" тепловоз-электростанция, если покрасить в черный цвет - совсем терминатор будет: И напоследок немного нас:
В очередной раз свалилась раковина в ванной. На будущее: если у нас появится своя собственная квартирка, раковину хочу с тумбой. Как-то оно мне кажется надежнее. Да и красившее, чем "колена" трубы )
Каждый "материал" стоит на подносе. Очень важно, что ребенок сам выбирает, во что будет играть, ставит поднос на стол (малышам мамы помогают), а поиграв обязательно убирает на место. Пусть Нюсик сама не может нести поднос, все равно она должна взять его и понести, а мама поддержит.
1.Большая миска (или маленький тазик) с фасолью. В фасоль закопаны мелкие игрушки. Рядом - пустая мисочка. Малыш капается в фасольке, достает игрушки, складывает в миску. Даже само "троганье" фасоли уже полезно. 2. 2 кувшинчика. один пустой, во втором чечевица. Пересыпаем чечевицу туда сюда. 3. Две бутылочки, в них воронки - пошире и поуже, миска с манкой и ложка. Ложкой малыш берет манку и сыпет в воронку, смотрит, как она сыплется. 4. Миска с горохом, в чашки, ложка. ложкой раскладываем горох по чашкам.
5. Крупные бусинки, веревка, на конце - палочка-иголка (как в детском наборе, где бусы надо делать). Делаем бусы. 6. Аналогичный набор: Крупные деревянные фигурки с дырочками, толстая веревка. 7. Тонкая палочка, деревянные фиругки с дырочками.
8. Копилка, в которую кидаем мелкие кружочки картона. 9. Пластиковые емкости для круп и большие щарики - кидаем шарики в дырочку. 10. Миска с шариками, пустая миска и шипцы. Щипцами берем шарики и перекладываем.
11. 2 миски и стеклянные "капельки" - голубые и прозрачные. Высыпаем капельки на поднос, сортируем по цвету в 2 миски. 12. 5 ящичков, мелкие игрушки пяти цветов: оранжевые, зеленые, красные и т.п. Смешиваем. раскладываем. Таких "цветовых" игр вообще множество
"Домашний труд" 1. Кофемолка и, например, фасоль (кофе дороговато ). Закладываем фасоль, крутим ручку, смотрим, что получилось. 2. Терки разных форматов, мыло. Трем мыло на крупной терке, на мелкой, смотрим стружку. 3. Резиновые игрушки-черепашки разных размеров, тазик, губка, мыло. Моем черепашек, купаем. 4. Тазик, венчик для взбивания, мыльная стружка от упражнения с теркой. Заливаем водой, взбиваем венчиком - смотрим пузыри. 6. Маленькая гладильная доска с утюгом. 7. Овощи, которые можно резать (соединяются на липучках) и деревянный нож - такое видела в продаже в детских магазинах. 8. Венек и совочек. Подметаем.
Игры с водой. 1. Миска с водой, маленькая спринцовочка, форма для льда. Набираем в спринцовочку воду, выдавливаем в окошечки формочки и обратно. 2. Такая же игра, только вместо спринцовочки пластиковые пипетки с длинными носиками. 3. Детский чайный набор (у нас такой есть). Наливаем воду в чайничек, разливаем по кружечкам. 4. Тазик с водой, в нем плавают тенисные шары. Надо ситичком их вылавливать, складывать в мисочку.
Открываем-закрываем. На квадратную рамку натянута ткань, соединенная: 1. Липучками, как на башмаках. 2. Кнопками. 3. Шнуровкой. 4. Пуговицами. 5. Замочками, как на сандаликах. 6. Завязочками. 7. И, аналогично, деревянный стенд с дверцами, закрытыми замками: шпингалет, навесной замок, крючек и т.п. 8. В миску сложены самые разные емкости: яйцо от киндер сюрприза, емкость с прикручивающейся крышкой, сумочка для телефона на веревочке, сумочка на кнопоче, коробочки, закрывающиеся по разному принципу. Открой каждую и найди игрушку.
Подготовка к письму и развитие внимания. 1. Деревянная доска на стене, в ней прорезаны "пути" - волнистый, зигзаг, прямоугольная змейка. В каждый "путь" вставлена ручка. Малыш берет ее и проводит по пути, повторяя его изгибы. 2. 2 больших часовых шестеренки деревянных же, одна побольше, вторая поменьше. Из обоих торчат ручки. Малыш крутит одну шестеренку, вторая крутится сама. Только не забудьте сделать защиту, где шестеренки сходятся - закройте прозрачным пластиком, чтобы туда не попали пальчики! 3. Всяческие наклонные рейки сверху вниз. Бросаем шарик на верхнюю, он катится, проваливается на следующую и так до низу.
Пространственное мышление. Я, честно, уже устала писать, но там самые разные сортеры. Их и в магазинах великое множестно. И еще пирамидки и пазлы. И еще: 1. Много пузырьков 2х цветов. В каждом насыпан свой аромаризатор: хвоя, лимон, смородина и т.п. У каждого есть пара такого же запаха, но другого цвета. Надо подобрать. 2. Много цилиндриков с пробками двух цветов. У каждого своя громкость звука: какой-то громко гремит, какой-то тише шуршит. Подбираем пару второго цвета.
Все время, пока у женщины вырабатывается молоко, делится на три важных фазы: молозивный период, зрелая лактация и так называемая инволюция (постепенное угасание) лактации. В норме последний период начинается в промежутке от 1года 8 месяцев до трех с половиной лет. Молоко, которое вырабатывается на этой стадии, по своему составу очень похоже на молозиво: в нем содержится много лейкоцитов, иммуноглобулинов, все еще приносящих огромную пользу растущему организму малыша. Ребенок, который хотя бы месяц питался инволютивным молоком, минимум на полгода защищен от инфекционных и простудных заболеваний. В то же время, малыши, которых отлучили от груди, не дожидаясь угасания лактации, как правило, заболевают в первые же дни после этого события. Поэтому я бы посоветовала мамам не предпринимать активных попыток по отлучению малыша от груди, пока не начнется инволюция молока. По каким признакам ее можно определить? Во-первых, после родов должно пройти не менее 1 года и 8 месяцев. Во-вторых, если вы около суток не давали ребенку грудь, а она не наполнилась до «силиконового» состояния, скорее всего, стадия инволюции уже началась. Кроме того, этап лактации, на котором находится ваш организм, можно определить по реакции малыша на отлучение от груди. Если ваша способность вырабатывать молоко находится в самом расцвете, ребенок непременно это почувствует и обязательно взбунтуется против такого «бесчеловечного» маминого поступка. Зато от инволютивного молока малыши, как правило, отказываются более спокойно, их легко можно отвлечь игрой или разговором.
-узи показало, что почки у пуси в порядке, но нашему врачу не верится, она пригласила нефролога удостовериться... заодно еще к детскому гинекологу рекомендует заглянуть. -были у стоматолога. тут начинается ужас...читать дальшекогда врач посмотрел ротик и пригласил на кресло, я даже не могла представить, чем оно закончится... поковырявшись во рту у пуси (малышка плакала, как же, но меньше, чем могла бы ввиду последуующего открытия). у лариски не стоматит! хуже. врач извлек застрявший в нёбке осколок стекла... я там едва не задохнулась. дядька дантист поорал на меня, что не слежу за ребенком. он прав, конечно же... не могу понять, откуда мог взяться этот кусочек, ничего же не били. позже димка опознал в нем осколок "капельки" от люстры в большой комнате. теперь у меня паранойя, я требую сменить люстру и бра. эту стекляшку врач чуть ли не насильно вручил мне - на память. теперь я понимаю - это как пуля. ларисик, милая моя, тебя бережет кто-то, ластик мой, очень сильный кто-то. пускай он останется с тобой навсегда. если завтра температура останется нормальной (она упала сама, я хотела накануне дать жаропонижающее, но пожалела спящую), если специалисты не найдут чего плохого, то уходим под расписку. слишком много "если".
"Научное" обоснование того, почему я не стригу ребенка Волосы, покрывающие тело человека, делятся на несколько групп. Самая большая на момент рождения человека – это группа пушковых волос. Постепенно они меняются на длинные (то, что мы называем волосами) и волосы, характерные для определенного пола (генитальные и в подмышечной впадине). Замена пушковых волос на «половые» происходит в период полового созревания, на длинные – полностью завершается к 10 годам. Именно поэтому, до 10 лет невозможно точно утверждать, насколько низкий рост волос у человека, так как пушковые волосы на конкретном участке в 5 лет к 10 одам могут превратиться в длинные. В современном обществе принято брить маленьких детей машинкой или бритвой. Это опасно, так как, сбритые под ноль, пушковые волосы могут просто перестать расти. Что, соответственно приведет к потере работоспособности фолликула волоса и он: 1. перестанет функционировать, а, соответственно, в 10 лет длинные волосы по краевой просто не смогут вырасти 2. будет работать с отклонениями, и вместо 24 волос за свое существование вырастит 15. Это может привести к раннему облысению, как мальчиков, так и девочек
Поэтому до 3 лет желательно: • вообще не стричь ребенка до 5 лет • использовать для стрижки ножницы и расческу до 10 лет в любом случае, если стрижку машинкой не избежать, ни в коем случае не сбривать примерно 2-3 см по краевой линии роста волос (то есть оставлять их более длинными). При условии, что у ребенка «высокий рост волос» на затылке (волосы начинаются выше или на уровне затылочного бугра), можно это же правило применять и к ним. Самый лучший вариант – стрижка по расческе ножницами. Ни в коем случае не давать парикмахеру убирать "ненужный пушок"
Чтоб не забыть, как я это сделала. Цитата с сайта SGH. Инструкция, как залить ява-игры в самсунг через синий зуб.С е250 всё просто: нужно иметь комп, блютус к нему, несколько программ и чуть-чуть мозгов) Процедура заливки ява в тело: набираем на телефоне код *#52828378# и выбираем пункт второй "Ota type setting" -> "Serial bearer ota" дальше включаем блютус на телефоне и на компе, запускаем BlueSoleill, установливаем соединение с телефоном через серийные перты (сом-порты). Смортим порт в свойствах. Дальше запускаем прогу Softick PPP , в трее (возле часов) появится значок, щелкнем по нему правой кнопкой =>setting, на вкладке надо выбрать ком порт к которому подключен телефон, затем опять щелкнуть правой кнопкой и выбрать Activate PPP - потом навести курсор мыши на значок - должно появиться сообщение "1 devise connected" - это значит что тело подключено. Теперь запускаем прогу Uploader и выбираем файл Jad (файлы Jar и Jad должны находиться в одной папке с одним названием и без пробелов, латинскими буквами). Набираем на телефоне *#52828378# и выбираем Serial test=>PPP UP=>Bluetooth, в этот момент ничего не происходит, просто нажимаем назад и выбираем "последовательная загрузка" и начинается заливка ява игры в тело. После этого, если вы хотите залить еще одну игру опять выбираете Jad файл в Uploadere, вводите *#52828378# и сразу переходите на третий пункт "последовательная загрузка". Если связь с компьютером прервётся по какой либо причине то перезагрузите телефон и перезапустите Uploader, и начинайте процедуру с самого начала. После окончания всех загрузок необходимо ввести *#52828378# выбрать Ota type setting =>GPRS bearer ota иначе при попытке выхода в инет тело будет перезагружаться. Необходимые проги: SoftickPPP, Uploader - выше указал для чего они. JadMaker - создает JAD путём перетаскивания JAR в окошко программы. MidpX - Ява эмулятор для компа (играть на компе в ява игры). Усиление звука.Набери вот этот код *#0206*8378#, там есть настройки аудио, покопайся... предварительно записав те значения,которые будешь менять Немного поковырялся с настройками: Увеличение громкости звонка: (проверено на мелодиях) *#0206*8378#->тест оборудования->настройки аудио->Нормальный IIS(10): усиление звука (диапазон 3-15) (общий множитель усиления) Громкость Rx level 14(на максимуме)(диапазон:1-32768): 1900-2000 (больше лучше не ставить, а то оглохнуть можно). Увеличение громкости MP3 (плеера и звонка): Анологично, только вместо Нормальный IIS(10) выбираем IIS Normal2(13) (учтите. при воспроизведении MP3 на высокой громкости динамик жутко фонит). Не забудьте записать заводские настройки во избежания неприятностей Судя по кол-ву уровней, в теле предусмотрена 14-ти(а не 7-ми) уровневая шкала изменения звука Увеличение громкости при разговоре: Параметр Нормальный(1) Все тоже самое. Множитель усиление звука отвечает за громкую связь, а множитель Усиление HFR за нормальный режим. (диапазон множителей: 3-15).
текст песниОпять-таки, не удержусь процитировать. Песня в интернете распространяется только нелегально (помним об авторских правах), поэтому запись закрытая. Баю-баюшки бай-бай, В сон стучится триллер, Спи, сынок, не забывай, Что твой папа киллер. Пистолетик под бочок- И - спокойной ночи, Придет серенький волчок - Мы его замочим. Спи мой маленький пострел, Все уснуло четко. Спит оптический прицел С лазерной наводкой Спят гранаты РГД, В тихом лунном свете, ФСБ и МВД, Тоже спят, как дети. Спят мемориальным сном Траурные ленты, Спят, пока еще живьем, Папкины клиенты Где-то спит строптивый мент, Спит патронов ящик, Спит российский президент И его заказчик. Баю-баюшки-баю Спи мой ненаглядный, Подрастешь - и я куплю Ствол семизарядный Научу тебя как жить, Кстати, для примера, Завтра папе предстоит Завалить премьера Будут тачки, дом, семья, Бабки черным налом В общем, станешь как и я Профессионалом Превзойдешь меня в стрельбе, Все об этом скажут, А потом, глядишь, тебе И меня закажут...
Постараюсь припомнить основные Пусёнкины достижения. Самые главные, конечно, это умения сидеть и ползать. Уверенно садиться практически из любого начального положения Лариска стала примерно с 8,5 мес. Ползать на четвереньках с приличной скоростью даже раньше. Вставать у опоры, кажется, стала в 8 месяцев, а то и раньше. А вот ходить вдоль опоры стала с 9,5 мес. Быстро ходит за обе ручки, причем выбирает направление сама. Вчера, при моей попытке надеть её шапку на прогулку, Лариска шустро поползла назад на четвереньках. Тоже своеобразное достижение, свидетельствует о растущем умении управлять телом и его перемещениями. Из понималок: узнает папу, маму, дядю (сейчас дядюшку может забыть, ибо Серега был с нами в Вытегре). Знает несколько названий кота: "котик", "киса", "мяу-мяу" (а я боялась, что только запутаю ее своими противоречащими определениями). Узнает по названиям некоторые игрушки. Машет "пока-пока", только надо долго уговаривать, пока не знаем, осознанно ли. Зовет маму, когда плачет. Говорит па-па-па, ва-ва-ва и еще кучу других сочетаний. Надо припрячь папу конспектировать. Любит играть в прятки, причем иногда за стенку/дверь/большую игрушку прячется она сама, с хитрой рожицей выглядывает и прячется, когда видит, что ее видят. Смеется. Открывает дверцу шкафа. Пока не вытаскивает его содержимое, её важен сам процесс. Также открывает-закрывает межкомнатные двери, ящики стола, выдвижную полку из-под клавы (вот как сейчас. Пуся! Иди играй, вон смотри, пирамидка! Где пирамидка?). Мы предусмотрительно аптечку и швейные принадлежности перепрятали повыше, но книги, стоящие в открытой нише "стенки" вполне в достигаемости пусиных лапок. И частенько они оказываются на полу, педантично сбрасываемые маленьким "хозяином в доме". Причем, Пусе недостаточно того, чтоб они просто оказались на полу, нет, ей ни в коем случае не нравится, если какая-нибудь книга встанет ребром. Малышка сосредоточенно нагибается и поднимает ослушницу-книжку, чтоб тут же ее с силой бросить на пол ))) Последние несколько дней играем в "дай-на". Она протягивает мне игрушку, но чтоб взять надо приложить усилия, хотя вроде она и не протестует. Наверное, еще не научилась подавать расслабляя ладошку. На прогулке на детской площадке особой любовью обласкана лошадка на пружине (садишься и раскачиваешься). Пуська довольная, как кошка )))
Прорезались! Нижняя единичка, оба! И главное - никто не заметил КАК! Только вчера (на свадьбе у Бетти с Маглором) ощутила краешки зюбиков, а сегодня их увидела )) Такие крошки мелкие, едва ли пара мм над десенкой. А мы теперь просим Пусьу "спеть", тогда как раз видна нижняя десна, ну и наши первенцы. Я им так рада, мы ж так долго их ждали. Запишем: 8мес.27дн.
* Восемь месяцев * читать дальше Мир ребенка Восьмимесячный ребенок -- это в некотором роде загадка. У него просыпается любознательность, он начинает интересоваться окружающим миром и ищет приключений, уползая от родителей, чтобы обследовать новые территории. С другой стороны -- это робкое существо. Малыш побаивается неизвестных людей, с опаской относится к новым местам и с трудом засыпает в незнакомой кроватке. На самом деле как возросшая любознательность, так и робость ребенка объясняется ростом его самосознания. Все лучше запоминая происходящее, он начинает отличать новые ситуации от уже известных. Малыш понимает, что можно безопасно совершить побег в незнакомую комнату, поскольку мама где-то совсем рядом и обратный путь ему известен. Новый человек, новое лицо или новая кроватка -- это совсем другое дело. Ребенок не может соотнести новый опыт с тем, что он уже знает, и не в состоянии предвидеть последствия. Он понимает только, что новый человек это не мама и не папа, что в новом месте не видно знакомых предметов и что новая кроватка это не то место, где можно поспать в тепле и безопасности. Малыш криком выражает свой страх, и если мама подойдет к нему проверить, что случилось, он будет прижиматься к ней, ища защиты.
Двигательные навыки
Для многих восьмимесячных детей одно из новых достижений -- умение забираться по ступенькам. Как только ребенок освоил первые две ступеньки, следующие пойдут легче. Он полон энтузиазма и в состоянии залезть на самую верхнюю ступеньку. Однако спуститься по лесенке уже не так-то легко. К счастью, мама всегда рядом и выручит своего малыша. Проблему лестницы родители решают по-разному. Обычно ее просто перегораживают, несмотря на неудовольствие прочих членов семьи. Другие родители, тревожась, что в какой-то момент "ворота" могут оказаться открытыми, предпочитают научить ребенка спускаться с лестницы так, чтобы не упасть. Конечно, ни то и ни другое решение не гарантирует полной безопасности, поэтому родители постоянно наблюдают за малышом. Даже если у вас в доме нет никаких лестниц и по этому поводу можно не тревожиться, родители активного восьмимесячного человечка должны все время проявлять бдительность. Ребенок, который старается подтянуться и встать на ножки, может хвататься за электрический провод, подставки для растений -- практически за все, что ему доступно. И поскольку у ребенка пока еще очень смутное представление о равновесии, особенно опасными становятся не слишком устойчивые предметы мебели. Восьмимесячный малыш довольно ловко хватает большим и указательным пальцами небольшие кусочки пищи. Научившись самостоятельно передвигаться, он может оказаться в новых для него местах, поэтому особенно важно держать подальше от него бусы, пуговицы и другие мелкие предметы. Все мелочи, которые ребенок может схватить, легко могут оказаться у него во рту. Восьмимесячный путешественник проявляет свое знание окружающей обстановки. Ползая по дому, он находит дорогу вокруг столов и стульев, огибает шкафы и, оказавшись под низкой кроватью, наклоняет головку. До некоторой степени ребенок в состоянии понять разницу между безопасным местом и местом, где ему может грозить беда. Скорее всего он не упадет с края кровати и не скатится с пеленального столика. Конечно, тот факт, что ребенок в основном ведет себя осторожно, не означает, что родители могут расслабиться, напротив, они все время должны быть начеку.
Способность видеть, слышать, чувствовать
В возрасте семи месяцев ребенка особенно привлекали игрушки из лоскутков или у которых есть ручки, шнурки и другие выступающие части, за которые он мог ухватиться. Хотя этот интерес сохраняется и в восемь месяцев, однако теперь ребенка просто завораживают игрушки, которые разбираются или каким-либо образом вставляются одна в другую. Малыш только начинает понимать, что такое емкость, и приходит в восторг, каждый день открывая для себя что-то новое -- горшочки с землей, собачьи миски с водой, рот, в котором видны зубы, коробки с тряпками и сумочки со всевозможными восхитительными предметами. Теперь самым приятным занятием для малыша становится опустошение баночек и коробочек, а через месяц у него разовьется новый интерес -- заполнять их чем-либо. Опустошая баночки, сумочки и коробочки и изучая их содержимое, ребенок продолжает исследовать разные свойства предметов. Одна из основных идей, которую усваивает ребенок, заключается в том, что предметы продолжают существовать, даже если их и не видно. Скорее своими действиями, чем словами малыш все время спрашивает: "Когда я залезу рукой в ведерко, будут ли там ключи, которые только что упали в него?" Если на глазах у восьмимесячного ребенка что-нибудь спрятать, он уже может разгадать тайну пропавшего предмета. Накрытого просты- ней плюшевого мишку можно обнаружить, стянув с него простыню, а маленькую игрушку, исчезнувшую в кармане папиной рубашки, легко достать рукой. Каждый из таких опытов дает ребенку понятие о постоянстве существования предметов. Однако лучше всего дети узнают об этом свойстве, наблюдая, как уходят и возвращаются родители. В силу особой привязанности ребенка к родителям, он чутко реагирует на любые признаки, свидетельствующие об их дальнейших действиях. Например, ребенок знает, что если мама уже в шляпке, а папа надевает собаке поводок, то они сейчас уйдут. Находясь дома, малыш тратит много усилий, постоянно наблюдая за родителями. Он все время стремится держать их в поле зрения, но это не всегда ему удается. Взрослые входят и выходят из комнаты, чтобы выключить стиральную машину, поговорить по телефону или сделать другие домашние дела. Поначалу восьмимесячный ребенок беспокоится и кричит, видя, что рядом нет мамы. Однако постепенно он начинает понимать, что родители дома, если до него доносятся их голоса. Ребенок, научившийся ползать, осмеливается самостоятельно отправиться в соседнюю комнату, а затем вернуться, проверив, тут ли мама и папа. Обнаружив в себе способность передвигаться, он все отчетливее осознает, что люди и предметы продолжают существовать, даже если их и не видно. Ребенок по-прежнему с восторгом играет в "прятки", отыскивая исчезнувшие предметы. Мама прячет голову под простыней, и малыш, стаскивая простыню с маминой головы, радостно смеется, как бы говоря: "Посмотрите, что я сделал. Я заставил мою пропавшую маму вернуться обратно". Активно исследуя окружающий мир, ребенок все время сталкивается с новыми проблемами. Он пытается потрогать звук в заводной музыкальной шкатулке. Он удивляется тому, что через стекло аквариума нельзя достать золотую рыбку. Ему интересно, что произойдет, если потянуть за шнурок, к которому привязана игрушка, дернуть за волосы старшую сестру или стащить скатерть со стола.
Понимаем своего ребенка
Лепет восьмимесячного ребенка включает в себя почти все звуки родного языка. Любимой игрой для него может стать разговор по телефону. Некоторые дети предпочитают настоящий телефон, а другие пугаются, услышав в трубке голос, который всегда доносился из папиного рта. В восемь месяцев ребенок еще не освоил значений слов, но своим лепетом он может прекрасно выражать желания и намерения. Веселое "па-па-па" -- это скорее всего приглашение поиграть, жалобное "ма-ма-ма" может означать просьбу взять его на руки, а пронзительный крик, состоящий из одних гласных, выражает требование не оставлять его одного. В этом возрасте ребенок чутко реагирует на тон, которым произносятся слова. Не понимая полностью их значения, он хорошо чувствует ваше настроение: довольны вы или встревожены, сердитесь или спокойны. Ребенку все еще нравится играть, передавая взрослому игрушку и тут же получая ее обратно. Однако теперь условия игры меняются. Малышу хочется играть с мячиком по своим правилам. Он возвращает вам мяч, который вы бросили ему через комнату, и ждет, пока вы вернете его обратно. Существует другой вариант подобной игры: сидя на высоком детском стульчике, ребенок кидает вниз игрушки и с интересом наблюдает за тем, как мама подбирает их; мама, конечно, устает при этом гораздо раньше ребенка. Восьмимесячный ребенок с удовольствием подражает действиям взрослых. Копируя маму, он будет заставлять пищать куклу, бить по кастрюльке, пить из чашки или надевать на голову шляпу. Интересно, что теперь малыш повторяет движения взрослых, иногда даже не видя всех деталей их действий. Это можно объяснить тем, что зрительная память ребенка с каждым днем становится все лучше, и, кроме того, он уже понял, что предметы остаются на своих местах, даже если они не в поле зрения.
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Теперь ребенок научился самостоятельно передвигаться, и ему хочется исследовать весь дом. Постарайтесь сделать его мир интересным (и безопасным!). Хорошо, если в кухне вы устроите для вашего малыша отдельный "кабинет" с разными баночками, кастрюльками и ложками. А "личный" ящик в шкафчике ванной займет внимание "владельца", когда взрослым нужно на минуту выйти. В такой ящик можно положить всякие трубочки, коробочки, книги или игрушки. В комнатах, где бывает ребенок, есть смысл поставить небольшие корзинки с игрушками, таким образом , малыш сможет везде найти что-то новое и увлекательное для своих игр. Общаясь с ребенком, старайтесь говорить короткими, но знакомыми фразами. Когда вы кормите ребенка, переодеваете, моете его или играете с ним, старайтесь все время комментировать происходящее.
Практические советы
У вашего малыша должна быть своя "библиотечка". Удивительно, но в восемь месяцев дети уже проявляют интерес к книгам. Особенно им нравятся такие книжки, как "Погладь кролика" или "Телефон", но хорошо, если в детской "библиотеке" будет разнообразие. Есть книги, где во всю страницу изображен всего один персонаж или предмет; такие картинки помогут вам научить малыша новым словам. Картинки других книг изобилуют деталями, многочисленными "героями", и тут у вашего ребенка есть возможность выбрать, кто ему больше нравится. А еще есть книги, где каждая картинка сопровождается коротеньким стишком.
Время игр
Новые открытия Гости! Гости! Гости! Восьмимесячные дети по-разному реагируют на незнакомые лица. Есть малыши, которым хочется пообщаться, "поговорить" и со взрослыми и с детьми. Но в этом же возрасте некоторые дети начинают бояться чужих. Желая помочь такому ребенку, постарайтесь, чтобы он почаще бывал в обществе разных людей. Игры с телефоном Предложите малышу "поговорить" по телефону. Можно дать ему игрушечный аппарат, а лучше.настоящий, отключив его от сети. Ребенок с удовольствием подержит трубку и "поговорит" в нее. Внимание к разным звукам Обращайте внимание ребенка на разные звуки, всегда называя их источник: телефон, дверной звонок, папины шаги, дождик, вода, текущая из крана, лай собаки и т. д. Реагируя на звуки, маленький человек учится слушать, а это очень важно для развития речи. Звуки, которые малыш слышит во время прогулки Возьмите ребенка на прогулку, устроив его в обычной или легкой летней коляске. Если по дороге вы увидите птичку, услышите звук пролетающего самолета или лай подбежавшей собаки, порадуйтесь вместе с ребенком этим встречам. Покажите малышу "объект" и назовите его. "Это самолет. Самолет. Ну-ка, посмотри, где самолет?" Ребенок научится смотреть, куда вы показываете, и слова постепенно начнут у него ассоциироваться с этими восхитительными предметами, умеющими летать и бегать. Поиграйте со шляпой Дайте малышу вашу шляпу, пусть он постарается самостоятельно надеть ее. Отыскивая собственную головку, ребенок больше узнает о самом себе. Поиграйте таким образом с разными шляпами или даже с круглой пластмассовой вазой. Пусть этот модник полюбуется на себя в зеркало -- собственное отражение вызовет у него восторг. Разные "языки" У восьмилетнего малыша появляется интерес к животным. Дайте ему рассмотреть разных пластмассовых зверей, расскажите, кто это, и продемонстрируйте, какие звуки они издают: "Собачка говорит: "гав, гав"! Где у нас собачка?" Форма для пирога с овсяной крупой В форму для пирога насыпьте овсяной крупы и дайте ее сидящему на траве малышу. Ему понравится разме- шивать крупу рукой или просыпать крупу сквозь пальчики. Как улучшить координацию движений Поприседайте вместе с ребенком, напевая при этом какую-нибудь песенку: На лужайке прыгал зайка. Вместе с ним барсук играл. Тигр, нежась на лужайке, Никого не обижал. Пойте быстро, потом медленно, громко, потом тихо. Покачайте ребенка из стороны в сторону, вверх-вниз. Прогулка "тележкой" Когда ваш малыш лежит на животе, возьмите его сзади за ножки и приподнимите на 5 -- 10 сантиметров от пола (или от земли). Пусть ребенок попробует пройти немножко на руках. Игра "в прятки" Малыши любят игры, в которых нужно прятаться и искать. Спрячьтесь за стулом, и пусть ребенок, подползая, попробует вас найти. Потом пусть малыш сам попробует спрятаться, а вы его ищите. Как пробраться над, под и через Передвигаясь по дому ползком или уже на ногах, ребенок обнаруживает, что его тело и все окружающие предметы имеют определенные размеры. Ему хочется узнать, подо что можно подползти, через что перелезть, до чего можно дотянуться. Чем больше у ребенка подобного опыта, тем больше он узнает о размерах своего тельца и о пространстве. Помогите экспериментам вашего малыша, предложив ему пролезть через узкий проход и под столом, перебраться через гору подушек. Качающийся ребенок Покачайте ребенка на руках, на качелях или посадите себе на колено, и пусть он покатается "верхом" вверх-вниз. Такие игры развивают чувство равновесия, и малыш начинает контролировать свои движения. Заберись и достань игрушку Если в вашей квартире есть лестница или ступеньки, используйте их для того, чтобы потренировать ребенка. Если ваш малыш находится около лестницы или на ступеньке, то положите яркую игрушку на ступеньку выше. Большинство детей любит лазать по лестнице, поэтому легче научить их забираться, чем попытаться удержать от этого занятия. Потрудившись, малыш будет особенно рад игрушке, однако не забывайте, что на ступеньках ребенок должен быть под постоянным наблюдением взрослых. Решение проблем "Делай, как я" Поиграйте с ребенком в "делай, как я". Бейте в "барабан", хлопайте в ладоши, машите рукой, дуйте, "дирижируйте оркестром", пусть малыш повторяет ваши движения. Ложка -- инструмент Дайте ребенку деревянную ложку и разные предметы, которые можно подвергнуть "битию": плоскую формочку для пирога, сложенную бумажную салфетку, журнал. Покажите малышу, как колотить ложкой по их поверхности. Это занятие очень понравится ребенку, и он почувствует разницу в звуке и в ощущениях в зависимости от объекта. Разрушаем "башню" Постройте "башню" из кубиков и покажите малышу, как толкнуть ее. "Башня" рухнет, а вы сокрушенно прокомментируйте ее падение: "Ох, все обвалилось!" Вскоре ребенок начнет получать удовольствие от сознания, что он такой сильный и может производить такой замечательный эффект. Чашка вверх дном Положите на стол чашку вверх дном. Посмотрите, сможет ли ребенок взять ее за ручку и правильно поставить. Если малыш выполнит эту задачу, значит, у него есть понятие о том, в каком положении должны находиться предметы. Положите игрушку на салфетку Когда ребенок сидит на своем высоком стульчике, положите перед ним на салфетку какую-нибудь небольшую игрушку, но так, чтобы он не мог до нее дотянуться. Когда ребенок потянет к себе салфетку, игрушка окажется у него в руках. Если он справится с задачей, это будет свидетельствовать о том, что у малыша появилось новое представление о предметных соотношениях. Ребенок усвоил, что один предмет может находиться на другом. Если вы держите игрушку слегка над салфеткой, а ребенок все-таки тащит ее к себе, ясно, что он еще не совсем понимает, что к чему. Игрушка под одеялом На глазах у ребенка спрячьте под одеялом какую-нибудь игрушку. Пусть малыш сам приподнимет одеяло и найдет ее там. Ребенок еще только начинает понимать, что предметы, если их чем-то накрыть, не исчезают, а остаются на своем месте, и для него в такой игре присутствует элемент неожиданности, что вызовет неописуемый восторг. Кастрюльки и сковородки Кастрюльки и сковородки доставляют малышу больше удовольствия, чем любые купленные в магазине игрушки, особенно если эти кастрюльки и сковородки блестят. Покажите ребенку, как закрыть кастрюльку крышкой, пусть попробует это сделать сам. Если он успешно справится с делом, дайте ему две разные кастрюльки и крышки к ним и понаблюдайте, сообразит ли малыш, какая крышка от какой кастрюльки. Еще можно позабавить любознательного человечка, спрятав в кастрюльки какие-нибудь интересные предметы. Пусть он, открывая крышки, ищет свой "сюрприз". Если вы ничего не имеете против небольшого шума, покажите ребенку, как бить крышкой о крышку. Сделайте коробку для игрушек Для хранения детских игрушек можно приспособить большую картонную коробку. Это удобно и, кроме того, доставит ребенку большое удовольствие. В стенках коробки прорежьте большие отверстия, обклейте ее красивой бумагой. В коробку сложите игрушки и закройте ее. Теперь пусть малыш постарается достать свои игрушки через отверстия. Игрушки имеют разную форму и, чтобы вытащить их, ребенку каждый раз придется решать новую задачу. Игрушки в вазе Большая пластмассовая ваза с круглым донышком внесет разнообразие в детские игры. Малыш может одной рукой держать вазу, а другой складывать в нее маленькие шарики или мячики. Если ваза не слишком устойчива, игра становится еще увлекательнее. Формочка для кексов Играя с таким предметом, как форма для кекса, ребенок впервые сможет получить некоторое понятие о счете. Возьмите форму и в каждое углубление положите теннисный мячик, пусть малыш по очереди вынимает мячики и кладет их обратно. Прозрачные и непрозрачные барьеры Когда ребенок научился играть в разнообразные "прятки", попробуйте еще один вариант. Положите игрушку за каким-нибудь прозрачным барьером. Понаблюдайте, что будет делать ребенок. Попытается ли он достать игрушку прямо, сквозь барьер, или обойдет преграду? Как высыпать кукурузные хлопья Положите в пластмассовую бутылку немного кукурузных хлопьев. Понаблюдайте, сможет ли малыш перевернуть бутылку и поесть вкусненького. Как найти картинку Наклейте на плотный картон яркую картинку. Поверните картонку в вертикальном положении, так чтобы малыш не смог видеть изображение. Понаблюдайте, поползет ли он вокруг картона, чтобы найти пропавшую картинку. Игра с пасхальными яйцами Положите пластмассовые пасхальные яйца в коробочку для яиц. Передвигая яйца, малыш получит свой ранний урок в арифметике.
Повседневные
дела
Время кормления Для малыша, у которого растут зубки Сделайте для вашего ребенка леденцы из сока. (Для этого существуют специальные формочки с пластмассовыми палочками.) Ребенок будет с удовольствием облизывать и прикусывать леденец, помогая вам держать палочки. Некоторым детям нравятся замороженные бананы. Покатать машинку можно и в ресторане Если вам пришлось взять малыша в ресторан, усадите его там на высокий детский стульчик со столиком и покажите, как можно поиграть с машинкой и покатать ее туда-сюда по поверхности детского столика. Время купания и обтирания Пойте песенку во время купания Когда ваш малыш сидит в ванночке и вы моете его, спойте ему какую-нибудь простенькую песенку. Положите в ванночку лодочку Превратите коробочку из-под масла в банную игрушку -- коробочка станет лодочкой, и, положив в нее маленький резиновый мячик, опустите в воду. Сначала малыш будет с удовольствием разглядывать мячик "в лодочке", а потом постарается его схватить. Охота за своим пальчиком Обвяжите пальчик на ножке ребенка яркой ленточкой. Малыш будет увлеченно возиться, стараясь снять ленточку. Самообслуживание Дайте ребенку купальную тряпочку или губку. Вскоре он начнет делать попытки самостоятельно помыть свои ручки, животик или ножки. Время отдыха "Осязательные" картинки Сделайте "осязательные" картинки из различных материалов и тканей. Можно взять кусочки плюша, атласа, резинового коврика -- все это интересно потрогать и пощупать. Пусть малыш перед сном "почитает" свою осязательную "книжку". Части тела Изобразите на куске картона очертания фигуры ребенка. Над разными частями этой фигурки (руками, головкой, плечами, ступнями, коленками или животиком) аккуратно приклейте или пришейте кусочки ткани. Теперь можно поиграть в новую игру типа "пряток". Когда малыш поднимает ту или другую занавесочку, называйте открывшуюся "часть тела". Со временем ребенок начнет сам узнавать, где головка, а где ножки, и тогда будет играть самостоятельно. * Девять месяцев * читать дальшеМир ребенка
В течение первого года жизни ребенка проявляются индивидуальные особенности его развития как в активности его движений, так и в том, что он умеет, и поэтому трудно точно сказать, в какой .именно момент должен наступить перелом в его развитии. Не следует забывать, что говоря о девятимесячном ребенке, мы имеем в виду многих детей этого возраста, но далеко не всех. Для всех сохраняется определенная последовательность в развитии какой-либо одной области. Например, ребенок сначала научится стоять, а уже потом пойдет. Сначала он будет "загребать" в кулак понравившиеся маленькие предметы, а уже потом научится хватать их характерным движением большого и указательного пальца. Независимо от уровня развития девятимесячного ребенка, можно заметить любопытную перемену, которая выражается в скорости его движений, будь то игра или путешествия по дому -- малыш становится более умелым и энергичным. Примерно в этом же возрасте ребенок лучше запоминает текущие события и довольно успешно справляется с простыми проблемами. Попробуйте предложить ему непонравившуюся еду, он немедленно оттолкнет ложку. Если вы засунете ему под свитерок какую-нибудь игрушку, он сразу поднимет его нижний край, и игрушка выпадет.
Двигательные навыки
К девяти месяцам большинство детей хорошо ползает. Чаще всего используя ладошки и коленки, дети успешно преодолевают препятствия и маневрируют на различных поверхностях. Другие малыши предпочитают в качестве главного средства передвижения пятую точку. Некоторые делают одну ножку толчковой и двигаются своеобразными подскакиваниями. Есть дети, которые, в основном, полагаются на руки, сначала выдвигая их вперед, а потом подтягивая все тельце. Встречаются экземпляры, передвигающиеся на четвереньках с выпрямленными коленками, напоминая новорожденных жеребят на еще неустойчивых ногах. В то время как у многих детей в девять месяцев заметно проявляются новые двигательные навыки -- умение стоять, передвигаться, вскарабкиваться на ступеньки, слезать с дивана, -- другие, кажется, застыли в своем развитии. В этом плане у всех детей бывают свои вершины и относительные спады. Какое-то время малыши быстро усваивают новое, потом им необходимо потренироваться и закрепить свои достижения, а затем усвоить что-то другое. Однако часто бывает, что в каком-то отношении развитие ребенка вроде совершенно не продвинулось, в то время как в другой области у него появились интересные достижения. Девять месяцев -- это важный возраст для развития различных групп мышц. Некоторые дети расходуют массу энергии, стараясь поскорее встать, а другие больше "работают" руками, все время пытаясь что-то взять, исследовать, повернуть и так и сяк. Особое значение тут приобретают ложки. Дети начинают понимать, что ложка существует не только для того, чтобы колотить ею по какой-то поверхности, но используется и как инструмент, с помощью которого еда поступает в рот. И хотя ваш малыш может перевернуть ложку, прежде чем она дойдет до его рта, все-таки он уже соображает, что сначала на ложку кладут еду, а уже потом отправляют ее в рот.
Способность видеть, слышать, чувствовать
Многие дети в девять месяцев уже выбирают себе любимую игрушку или одеяльце. Грязный плюшевый мишка, брошенный в утреннюю стирку, способен создать в семье кризисную ситуацию. Несмотря на проблемы, которые способна вызвать "любимая игрушка", эта ранняя привязанность представляется нам важным событием в развитии ребенка. Она свидетельствует об умении малыша прекрасно различать предметы. Новый медвежонок яростно отвергается, если ребенка стараются утешить им в отсутствие старого "друга", потому что малыш уже помнит, как выглядит любимая игрушка, даже когда ее нет рядом. Способность ребенка различать звуки проявляется в этом возрасте так же заметно, как и умение различать предметы по их внешнему виду. Особенно внимательно малыш относится к звукам, помогающим ему понимать происходящие события: жужжание бритвы означает, что папа проснулся, хлопнула дверь холодильника - завтрак готов, постукивание в оконное стекло говорит -- это идет дождь. В девять месяцев ребенок не только хорошо различает предметы и звуки, но отчасти уже умеет "планировать" свои действия. Особенно очевидно эта способность проявляется, когда перед малышом встает задача с двумя действиями. Если перед его любимым грузовиком поставить "барьер" в виде другой игрушки, ребенок оттолкнет препятствие в сторону и достанет машинку. Отодвинув на другой край кофейного столика цветы -- подальше от ребенка, вы увидите, что это не остановит его любознательность, малыш поползет вокруг столика и доберется до заинтересовавшего его объекта. В подобных ситуациях ребенок демонстрирует способность координировать два действия. В сущности, он использует одно действие как средство для выполнения второго. Нечто подобное планированию действий проявляется и в том, как ребенок держит в руках знакомые вещи. Всего два месяца назад любой предмет, оказавшись в руках малыша, проходил через определенную стадию детских опы- тов: его рассматривали, трясли, били, брали в рот и т. д. Теперь, когда ребенок берет что-нибудь в руки, действия его целенаправленны, и он знает предназначение предметов. Он трясет погремушку, потому что она существует именно для этого. Чашку он подносит ко рту, кусочек фольги комкает, в колокольчик звонит -- как будто сознает, что предметы служат разным целям, и он совершает те или другие действия, чтобы достигнуть определен ной цели. В девять месяцев у ребенка наблюдается еще одно увлечение. Положив игрушку в коробку, малыш тут же опрокидывает эту коробку, снова кладет туда игрушку, и история повторяется. Такие повторяющиеся действия можно рассматривать как своеобразный вариант игры "в прятки". Ребенок проверяет, продолжает ли существовать игрушка, спрятанная в коробку. Теперь, когда малыш осознает постоянство предметов, его привлекают самые разнообразные варианты "пряток". Увидев, что вы зажали в кулаке маленькую игрушку, ребенок будет стараться раскрыть ваш кулак. Малыш изобретает собственные игры -- ему нравится открывать кухонные шкафчики, доставать оттуда всякие кастрюльки, сковородки и раскидывать их по дому. Увы, надежды на то, что эта игра скоро потеряет для ребенка интерес, практически нет.
Понимаем своего ребенка
Девятимесячный ребенок с каждым днем все лучше понимает значение слов. Когда у него спрашивают: "Где мама?", "Где папа?" - он переводит взгляд с одного родителя на другого. Малыш уже выполняет простые команды и, услышав: "Дай маме ложку", протянет маме ложку. Однако лучше будет, если мама подкрепит свою просьбу протянутой рукой или обратиться с просьбой в то время, когда он смотрит на ложку. Для малыша это интересная игра, и если он один раз понял, что нужно сделать, он будет с удовольствием играть снова и снова. Начиная соединять звучание слов с их значением, малыш строит свой образный словарь. И хотя большая часть его лепета может быть всего лишь звуковой игрой, он уже начинает произносить некоторые слова в соответствующем контексте. Он скажет "папа", увидев, что в доме появился гость-мужчина. Первыми словами ребенка скорее всего не будут те, что обозначают требования (типа "дай"), обычно он стремится назвать близких людей, домашних животных или произносит слова, которыми мама сопровождает привычные действия. На этой очень ранней "разговорной" стадии главную роль играют родители. Если на удачную попытку малыша сказать какое-либо слово мама и папа реагируют шумным восторгом и повышенным вниманием к своему "говорящему чуду", ребенок начинает понимать, что правильно употребить слово -- это забавно и приятно. Когда малыш выполняет словесную просьбу и его сообразительность отмечается родительским энтузиазмом, он будет стараться еще больше. В девять месяцев ребенок продолжает с удовольствием играть в игры типа "туда-обратно". Одно из самых любимых занятий детей -- снимать с родителей очки. Почти такой же популярностью пользуется игра "я тебя съем" -малыш кладет ручонку в папин рот, а папа делает вид, что собирается ее откусить, тут ребенок выдергивает ручонку и победоносно хохочет. Вариантом такой игры является игра "идет коза рогатая", когда папа "нападает" на животик малыша, а тот "обороняется" от нападения. Более спокойным вариантом игры "туда-сюда" можно считать игру в "телефон". Возьмите игрушечный или настоящий аппарат (конечно, настоящий нужно выключить из сети) и по очереди с ребенком говорите в трубку. Мама имитирует звонок, берет трубку и придумывает какие-нибудь короткие фразы, типа: "Привет, как поживаешь? Ты завтракаешь?" Потом она передает трубку ребенку и говорит: "Теперь твоя очередь". Скоро малыш привыкнет к телефону и обязательно пробормочет какие-то свои "фразы", перед тем как положить трубку. Если ребенок часто играет со своими сверстниками и у него есть постоянный "приятель", можно наблюдать, как дети сами играют в подобную игру, хотя и в более примитивной форме. Ваш малыш передает мягкую игрушку сверстнику, тот вручает ее обратно вашему ребенку, и потом все начинается сначала. Дети при этом улыбаются, вполне довольны, и совершенно ясно, что это именно игра, а конфликта нет и в помине.
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Девятимесячный ребенок не принимает всерьез слово "нет" - для него весь дом представляется большой волшебной игрой. Ему хочется все исследовать и потрогать, поэтому вам, учитывая это, перед детским нашествием нужно проверить все содержимое дома на устойчивость. Любую комнату, в которой ребенок может оказаться один или с родителями, занятыми другим делом, следует тщательно "прочесать". Необходимо подумать не только о том, что может сделать ребенок "сейчас", но также и о том, что он научится делать через месяц: какие шкафчики и ящики он попробует открыть, з'а какие провода потянуть, какие безделушки ему захочется исследовать и бросить на пол, где они, естественно, разобьются. Обходя свой дом в поисках опасных мест, в то же время подумайте, какие вещи могут пригодиться для детских игр. Устройте так, чтобы в каждой комнате, где вы с ребенком будете проводить время, был бы для него запас игрушек или других предметов, подходящих для игры. Родители часто предоставляют во владение своему малышу низко расположенную полочку в кухне, какой-нибудь ящик в своей спальне и корзинку в гостиной, наполненную вещами, которые могут заинтересовать ребенка и которые он не сможет поломать. Если у вас есть время спокойно посидеть и поиграть с ребенком, обязательно дайте ему возможность самому начать игру. Если малыш обнаружит, что в доступной корзине много новых и интересных предметов: ключи, видеокассеты, сухофрукты, бигуди и т. п., это может вызвать у него желание поиграть -- передать вам какую-нибудь вещь, чтобы тут же получить ее обратно.
Время игр
Новые открытия Позвони в колокольчик Дайте ребенку колокольчик и покажите, как в него зво- нить. "Осязательная" игра Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно. Переверните игрушки Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (надример, плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т. д.). Посмотрите, исправит ли малыш "положение" своих друзей. Липкая лента Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту. Шляпа на голове ребенка Когда малыш сидит перед зеркалом, наденьте ему па голову шляпу. Ему понравится наблюдать за своим отражением, снимающим шляпу. Улучшение координации Поиграйте с ребенком в ладушки Поиграйте с вашим ребенком в "ладушки". Помогите ему похлопать в ладоши, а потом спрячьте сто ручки под одеяло. Малыш будет с интересом наблюдать, как его ручки исчезают и снова появляются. Покатайте мячик Покатите мячик к ребенку и, когда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к нему. Предложите другим членам семьи присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик. Как сесть на пол Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за что-нибудь, но еще не знает, как ему обратно сесть, помогите вашему малышу протяните ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите ребенку возвращение в сидячее положение. Дайте ребенку "пирамиду" Если ребенок хоть один раз надел "кольцо" на стержень пирамиды, он будет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, если стержень качать из стороны в сторону. Игрушки в прозрачной коробке Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малыш попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку - пусть продолжит свои старания. Перевернутая кастрюлька Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте, сообразит ли он, как нужно ее пе- ревернуть. Ваш ребенок уже многое знает о том, как должны быть расположены предметы. Поиграйте в "дай мне игрушку" Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг. Вытягивание шарфиков Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубку.
Повседневные дела
Время кормления Как напоить плюшевого мишку Когда вы учите своего малыша пользоваться чашкой, иногда давайте попить и плюшевому мишке. Ребенку тоже захочется напоить своего друга, и он постарается повторить ваши движения. Эта игра типа "как будто" для совсем маленьких предшествует играм с воображаемыми действиями, в которые любят играть дети постарше. Пища для развития Процесс приготовления пищи интересен для детей всех возрастов, и даже совсем маленький ребенок может быть вовлечен в него. Дайте малышу кастрюльку, крышку и ложку, или какую-нибудь пустую коробку или пакет. Копируя ваши действия, он будет трясти над кастрюлькой пустой пакет из-под риса, а потом мешать там ложкой и бить этой ложкой по кастрюльке. Время переодевания Как переодеть непоседу Поменять подгузники девятимесячному ребенку -- задача не из легких. Как правило, вам легче поймать удирающего ползком малыша, чем удержать его на месте для переодевания. Этот повторяющийся процесс можно немного ускорить, отвлекая внимание ребенка какой-нибудь песенкой "к случаю". Как поймать ребенка Можно организовать этот процесс иначе, превратив его в забаву. Когда ребенок старается уползти от вас, хватайте его за ножки и тащите обратно: "Я тебя поймала!" Поиграйте так несколько раз. Для малыша это станет веселой игрой, и, кроме того, он устанет, и в вашем распоряжении будет какое-то время, достаточное, чтобы спокойно переодеть его. Пуховичок для пудры Переодевая малыша, дайте ему чистый пуховичок или комок ваты и покажите, как потереть животик, ручки, носик или щечки. Это занятие доставит ребенку удовольствие, и он будет вести себя спокойнее. Кроме того, у вас будет случай поговорить с малышом о частях тела ("где у нас носик", "где у нас глазки" и т. д.). Паучок, паучок Прежние "родственные" чувства приобретут новый оттенок, если под какую-нибудь живую мелодию "паучок" побежит по ножке ребенка, а потом по жнвоти-ку. С "паучком" малыш будет заливаться смехом, как и во время веселой игры. Время купания Пусть ребенок "самостоятельно" помоется Дайте малышу купальную тряпочку и полотенчико для вытирания. Покажите ему, как нужно мыться и как вытираться полотенчиком. Конечно, подготовка к "самостоятельному мытью" и само "мытье" потребует больше времени. Оп-оп Дети любят следовать командам. Поддерживайте вашего "подпрыгивающего" малыша и командуйте ему "оп-оп!" Когда ребенок перестает "прыгать", перестаньте говорить "оп-оп!" Из этой игры может получиться целая забавная серия остановок и движений. Ребенок уже начинает получать удовольствие от слов, и в то же время для него это полезная тренировка. Время отдыха Посмотрите вместе с ребенком какую-нибудь книжку Для девятимесячного ребенка очень важно, чтобы вы нашли время полистать вместе с ним спокойную книжку. Постарайтесь каждый день хоть понемногу почитать ребенку. Это создает ощущение близости между вами и ребенком. Усыпляющий вальс Потанцуйте с ребенком под тихую спокойную музыку перед тем, как уложить его спать. В течение дня малыш проводит много времени на полу, исследуя себя и окружающий мир, и перед сном он нуждается в теплых нежных объятиях.
Лариска великолепно может заниматься игрушками и прочими "взрослыми" вещами самостоятельно, но я непременно должна сидеть рядом. Но если это "рядом" в моем понимании растягивается до "посидеть за компом в той же комнате", то Лариска этого не признает, подползает, хватается за ногу, встает на коленки и с подвыванием смотрит на меня. А в глазенках слезки. Ну как тут не бросить все на свете и не присесть с ней катать шарики или разрешить подолбать мой мобильник?! Пусёнка научилась пить из соломки. Это мегаудобнее, чем поильник с носиком, потому что проливается гораздо меньше! И чего я раньше не догадалась ей предложить таку прикольную штуку? Мелкая довольная, и пьет теперь с нами за одним столом и печеньку мусолит сама, может даже коробочку с соком или кефирчиком подержать, но потом начинает ее осматривать со всех сторон, преимущественно дном интересуется, посему такие попытки пресекаются ) Зубиков нет и десенки чистые. Это уже в минус. Потому мы теперь кушает кефирчик. Очень на кальций надеюсь, что в нем содержится. Сегодня с утра уже уговорили коробочку. А в остальном по-прежнему лидирует грудь, бывают чисто грудные дни (например, эту неделю только соками и кефиром разбавляли). Купили "малышку"-кашу, не понравилась, хотя мне показалась вкусной. Ну и ладно, если Пуська не съест - я уплету ) Бананы в почете, и вообще пожалуй Лариска ни от чего не отказывалась. Надо бы купить пароварку и готовить ей овощи отдельно, хотя зачем, пускай с нами ест, если конечно, мы не едим что-то острое или слишком вредное. К груди отношение какое-то интересное: сижу я рядом, переодеваюсь, снимаю топ, Пуся интересуется, подползает ближе, глазенки в бюст и тянется... Ну я и расстегнула чашечку - что будет? Девушка целенаправленно - ам, даже глаза прищурила от удовольствия, расслабилась вся, аж шея ослабла и вниз, лбом в грудь упрется и сосет. Мне смешно стало. С утра так довольно часто стало повторяться, что я еще сплю, а Лариска бузит в кровати, а потом деловито подползает и начинает ртом деловито шарить, и ручонками помогает ))) Или просто рядом лежим, кушаем. Пупсевинка отстраняется, наблюдает меня, потом пальчиком по соску "попикает", ей забавно, а мне неприятно, я отодвигаюсь, тогда Лариска целой ладошкой габастает грудь и к себе тянет. Бе, больно ( Ларусена до сих пор не хочет сама садиться из положения лежа (хотя умеет, мы подсмотрели). То есть она уже на четвереньках подсаживается на ножку почти-почти, остается только чуток оттолкнуться и плотно сесть на попу, но вот этого "чуть-чуть" Пусёнка жутко боится. Мы с Наталией пробовали помочь - крику было, бедненькая наша ( Зато встаем у опоры все чаще и крепче. В кроватке даже немного вдоль двигалась. Купили ботиночки (голубенькие, гы! Других не было), теперь на улице немного сами "ходим". Очень сие дело уважаем. Особенно хорошо "ходит" с папой. Начинаем гулять на детских площадках, покачались на качелях - понравилось, на колесе покрутились - чуть шею не свернула назад за убегашками оглядываясь. А вот лошадки на пружинке не особо - лбом в гриве приложилась сразу ( Потом при подстраховке папиной немного покачалась. И что бы еще написать? Вроде бы надо много-много, а вот сразу и не сообразишь, я это писала ли? Надо поискать что-то типа возрастного планоровщика, что ребенок должен уметь делать, чтоб отметить пункты, которые мы уже покорили, а то вдруг я на что-то и внимания не обращу?