У Ларисы был тяжелый день. К нам пришла ее двоюродная сестра Маринка. Разница у них в 2 года. Марина уже ходит в сад (то есть лето и сентябрь не ходила, новый сезон открыла неделю назад), возможно, это объяснит ее агрессивность по отношению к Лариске? Отбирает игрушки (моё, не трогай!), толкает, может ударить, если думает, что никто не видит, щиплется, ругается (иди в угол), выгоняет из комнаты. Бедный мой ребенок! Пуся откровенно обрадовалась, когда Жека наконец-то увел своё чадо.
Не стоит думать, что девочки были предоставлены сами себе, с ними постоянно кто-то был рядом. Но мы могли отвернуться, просто разговориться, а в это время Лариска начинала рыдать. Жека выговаривает: "Зачем ты обижаешь маленькую?" и в ответ: "А она хочет плакать!"
Свекровь вспомнила своих парней мелкими: старшего отдали в садик, с младшим сидела бабушка. Когда ребенок возвращался вечером домой, он колотил брата, а потом, когда оба успокаивались, они вместе дружно играли. Через пару месяцев его совсем забрали домой, а эта агрессия уходила в течение нескольких месяцев. Наталия связывает поведение Марины с посещением ею детсада и очень переживает за нее. И за Лариску тоже, конечно, пожалуй даже больше, потому что такое общение с сестрой не нормально, а совсем не общаться тоже не вариант. То, что Наталия против садиков, я знала, просто теперь сама стала задумываться: если ребенок оказывается в незнакомом коллективе он сможет определить, где кончается общение и начинается унетение? сможет дать отпор? а если сможет, не станет ли думать, что это нормальный стиль общения? Роль воспитателя опустим, часто он просто не в состоянии отследить каждое движение каждого из его подопечных, да и симпатии-антипатии, профпригодность, человеческий фактор и просто система... А ребенок возвращается домой и выплескивает накопившееся напряжение доступным ему способом.
Я все-таки думаю, что сад нужен, но детям наверное надо просто меньше свободного времени на вяснения отношений Пусть выплескиваются на физкультуре, танцах и рисовании. А общение? Оно нужно, конечно, только где правильная организация этого общения? Чтоб дети на бросались, не кусались, и просто не были перевозбужденными? Не одна же Маринка такая, наверное.